Детский сад №110 «Аленький цветочек» г. Мурманска - Обучение с увлечением
A↑A↓

Аленький цветочек

Обучение с увлечением

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Таким образом, непосредственная образовательная деятельность по обучению элементами грамоты должна осуществляться в игровой форме и стать для детей увлекательным делом.

Важно, чтобы используемые  дидактические игры и упражнения способствовали развитию у воспитанников разнообразных психических процессов и специфических способностей, а также  координации в работе различных анализаторов, что является неотъемлемым звеном профилактики нарушений чтения и письма у будущих первоклассников.

Предлагаем  вашему вниманию некоторые дидактические игры и упражнения, которые  можно использовать на занятиях по обучению элементам грамоты в группе компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также в общеобразовательных группах детского сада.

 

«Поющий пилот»

Задачи:

  • учить дифференцировать слуховые, произносительные и графическое   образы звуков;
  • учить определению количества и последовательности звуков в ряду из  2-4 гласных, в слоговых рядах;
  • формировать умение воспринимать на слух, зрительно находить и читать слияния из ряда гласных, слоговые ряды;
  • развивать слуховое внимание, память, слухомоторную координацию,   мышление.    

Оборудование: картонные облачка (звёздочки) с гласными буквами А, У, О, Э, Ы, И или слогами, согласные буквы – «парашютики».

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку стать пилотом и полететь за облака (к звёздам). Затем педагог произносит серии звуков, будто задаёт пилоту курс: «ЭОУ» и т.п. Малыш слушает звуки и находит глазами соответствующие буквы на облачках. И, наконец, следует заданным маршрутом по облачкам (звёздочкам).  При этом напевает песенку (читает), не прерывая голосок: «ЭОУ» и т.д.

Если надеть «парашютик» – согласную букву, можно воспринимать на слух серии слогов,   узнавать  их графические изображения, следуя  с облачка на облачко и прочитывать.

Таким образом, действия детей в этой и последующих играх напоминает не  что   иное, как процесс письма под диктовку с последующим прочитыванием и являются хорошей профилактикой нарушений  письма  и чтения у дошкольников.

 (2).jpg   (1).jpg

 

«Чудо-фрукты»

Задачи:

  • учить дифференцировать слуховые, произносительные и графические образы звуков;
  • учить читать закрытые и открытые слоги;
  • развивать слуховое внимание, слухомоторную координацию, мышление, пальчиковую моторику.

Оборудование:  раздаточный материал (карточки  по количеству детей, фишки для звукового анализа, буквы). На карточках аппликации фруктов. Вместо семян белые кружки.

Ход игры:

Взрослый демонстрирует детям чудесные яблоки и груши. Их секрет в волшебных семенах. Дети воспринимают на слух закрытые слоги типа АП,  ОМ и т.п. Выполняют звуковой анализ слогов, выкладывая фишки – семена в серединку фруктов. Заменяют фишки буквами – семенами и прочитывают слоги. Достаточно поменять буквы местами, чтобы прочесть открытые слоги: ПА,   МО.

Оказывается чудо – фрукты помогают научиться читать!

-дерево (1).JPG   -дерево (2).JPG

 

«Ловкая ладошка»

Задачи:

  • учить дифференцировать слуховые, произносительные и графические образы звуков;
  • формировать умение воспринимать на слух, зрительно находить, читать закрытые и открытые слоги;
  • развивать слуховое внимание, слухомоторную координацию, мышление, пальчиковую моторику.

Оборудование:  раздаточный материал (карточки с правой (левой) ладошками, часики с согласными буквами). Карточки представляют собой аппликации ладошек с наклеенными на ногтях гласными буквами.

Ход игры:

Дети очень любят обводить свою ладошку, а потом украшать её колечками,  часами, раскрашивать ногти. Можно использовать это увлечение, если   написать на ноготке каждого пальчика гласную букву,  а на запястье ребёнку надеть часы с любой согласной буквой. Взрослый произносит слоги или серии слогов, а дети опускают пальцы на соответствующие гласные буквы, прочитывают слоги. Таким образом, они упражняются в слухо-моторной  координации с последующим чтением слогов и тренируют пальчиковую моторику. Игру можно проводить с одним ребёнком и с группой (5 – 6).

 (2).jpg    (1).jpg

 

«Буквоцветик»

Задачи:

  • учить дифференцировать слуховые, произносительные и графическое образы звуков;
  • формировать умение воспринимать на слух звуки, зрительно находить буквы, выкладывать и дифференцировать при чтении слоги с глухими и звонкими, твёрдыми и мягкими согласными;
  • развивать слуховое внимание, слухомоторную координацию, мышление, пальчиковую моторику.

Оборудование:  раздаточный материал (карточки по количеству детей,  буквы). На карточках аппликации «буквоцветиков».

Ход игры:

1 вариант.

Взрослый произносит открытые слоги с глухим согласным звуком,  (например: ТА, ТО, ТЭ, …). Дети выкладывают букву Т в серединку цветка, а гласные буквы на лепестки, начиная с нижнего левого. Читают получившиеся слоги. Затем педагог просит заменить букву Т на букву Д и снова прочесть. Ребята читают слоги со звонким согласным звуком (ДА, ДО, ДЭ, …)

2 вариант.

Взрослый произносит открытые слоги с твёрдым согласным звуком,  (например: ДА, ДО, ДЭ, …). Дети выкладывают букву Д в серединку цветка, а гласные буквы на лепестки. Читают получившиеся слоги. Далее детям даётся инструкция подобрать парные гласные буквы так, чтобы получились слоги с мягким согласным и  прочесть слоги парами. Например: ДА - ДЯ,   ДО – ДЁ, …

-семицветик (1).JPG   -семицветик (2).JPG

Использование игровых и наглядно-практических приёмов позволяет поддерживать у воспитанников устойчивый познавательный интерес, создаёт психологически комфортную обстановку, обеспечивает эмоциональный контакт взрослого с ребёнком, позволяет избежать психофизических перегрузок.   Дети  не просто воспринимают на слух абстрактные понятия, а совершают с ними разнообразные наглядные действия.  

Как известно, игровые действия с изучаемыми объектами – это самый эффективный  путь обучения.

Ваши воспитанники уже хорошо справляются со звукобуквенным анализом  и чтением ряда из гласных, закрытых и открытых слогов? Переходите к анализу и чтению слов. Но об этом поговорим в следующий раз.

Сёлова Д. Р., Кочегура О. В., учителя-логопеды

Новости Форум Структура
   0+