Детский сад №110 «Аленький цветочек» г. Мурманска - Для чего нужна считалка
A↑A↓

Аленький цветочек

Для чего нужна считалка

.png

Считалки известны каждому с детства. Этот жанр народного творчества, как и многие другие, передается из уст в уста от одного поколения к другому. Для чего нужен фольклор детям? Только ли для того чтобы развлечься, узнать новое или показать, как хорошо подвешен язык?

А как быть, если на роль в игре, претендуют сразу несколько детей? Спорная ситуация может быть решена  по обоюдному согласию. Считалка — коротенький стишок, с помощью которого определяется ведущий. Никто не возражает  против справедливости жребия. Он вне амбиций и личных интересов, он может пасть на  кого угодно и  его надо принять. А инструментом  мирного выхода из конфликта  становится  обыкновенная  считалка. Ребенок понимает, что «отставленное желание» - это не навечно, всё быстро меняется. Детские считалки позволяют выбрать ведущего без обмана, справедливо. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность. При разучивании с детьми различных считалок, вы помогаете детям тренировать память и развивать у них чувство ритма.

Считалка – это инструмент  регуляции социальных отношений в ситуации выбора. Такой способ решения  - освещенная традицией детская культурная  норма. Между 5-6  годами  её перенимают достаточно поверхностно от старших детей. Через год – два ребенок начинает осознавать  её глубинный смысл и с пафосом утверждает справедливость жребия, тщательно следя за соблюдением случайности выбора. Например, удлиняются тексты считалок, чтобы невозможно было заранее угадать, на кого попадет последнее слово.

Тут особенно ценно, что это не навязанные взрослым «правила справедливости», которые нарушаются, как только дети остаются одни, а норма  поведения , существующая в самом детском сообществе.

Считалки необходимы ребенку для развития речи. Они выгодным образом отличаются от прочих стихотворных форм своей ритмичностью и звонкостью. Дети легко запоминают считалки и охотно их используют в своих играх. И, несмотря на то, что многие считалки достались нам по наследству от предков, в наше время этот жанр нисколько не утратил своей популярности. К тому же, с каждым годом появляются все новые и новые считалки. Они делают игры детей еще более интересными, а главное лишний раз тренируют память и речь ребенка. 

Считалки — часть детской игровой культуры и народной культуры в целом, не потерявшие своей популярности и до наших дней. 

 

Подборка детских считалок:

 

Катилась апельсинка,

по имени Иринка.

Уроки не учила

И двойку получила.

Покатилася назад –

Получила ровно пять.

 

Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре –
Получается четыре.

Ежик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

 

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет —
Тот уйди!

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!

 

Стояли березки,
Летели синички
И сели березкам 
На ветки-косички.
Попробуй синичек
В листочках найди.
Тебе не найти этих птичек
- Води!

Раз, два, три, четыре,
Жил гусенок на квартире.
Пять, шесть, семь,
Худенький совсем.
А теперче братцы, восемь,
Мы его сквартиры спросим:
"Ты, неряха, уходи!".
А ты, Коленька, води.

 

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.

Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!

 

- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.
- Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН!

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Села кошка на такси.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

 

Забрался медведь в колоду,

Захотелось ему мёду.

Кто не верит – погляди

И из круга выходи.

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

 

Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Не попал –

В лес зайчишка убежал!

Цынцы-брынцы, балалайка.

Цынцы-брынцы, поиграй-ка.

Цынцы-брынцы, не хочу.

Цынцы-брынцы, заплачу.

Цынцы-брынцы, дай пятак.

Цынцы-брынцы, выйди так!

Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

 

 

Гендина Ольга Викторовна, педагог-психолог

 

 

Новости Форум Структура
   0+